Lilithanna
Я новый и последний вид человека - гомо задротус.
«ХЛАДНОКРОВНОЕ УБИЙСТВО»
Автор: Трумен Капоте.

Публике этот автор знаком, скорее всего, по экранизации его новеллы: «Завтрак у Тиффани», в которой сыграла Одри Хепберн. Однако истинную популярность Капоте в США принесла не эта новелла, а его роман «Хладнокровное убийство». Главная «изюминка» этого романа в том, что он основан на реально произошедших событиях – убийстве целой семьи из четырех человек в 1959 году в городке Холкомб.

Чету Герберта и Бонни Клаттеров, а также их детей – дочь Нэнси и сына Кэньона – убили два ранее сидевших за сравнительно мелкие преступления мужчины: Дик Хикок и Перри Смит. Они не знали лично эту семью. Во время отсидки Хикок слышал от сокамерника истории о том, как тот раньше работал на мистера Клаттера и этот фермер был довольно богат. Хикок решил совершить «идеальное преступление» - со слов сокамерника он составил план дома, и вознамерился после освобождения из тюрьмы ограбить Клаттеров. В качестве сообщника, Хикок взял Смита. Ночью они сломились в дом Клаттеров, надеясь найти сейф с деньгами, не найдя денег (им удалось наскрести около 50 долларов), они расстреляли всю семью (причем, Герберту Клаттеру они предварительно перерезали горло).

Преступников удалось поймать через полтора месяца. И Капоте, заинтригованный случившейся трагедией, отправился в Холкомб, чтобы стать летописцем развернувшейся там истории. Он интервьюировал представителей власти, местных жителей и даже смог заручиться симпатией Перри Смита – с чьих слов он смог записать версию событий с точки зрения убийцы. Взаимоотношения Капоте и Перри даже послужили сюжетом для фильма «Дурная слава» 2006 года.

Если говорить о книге, то стоит заметить, что если вы ищите сухой изложение фактов, то эта книга вас оттолкнет. «Хладнокровное убийство» - это романтизированный пересказ событий, где автор домысливает за персонажей мотивы их поступков, приписывает им те или иные чувства. Понятно, что Капоте, пересказывая мысли чувства персонажей, мог опираться на интервью, но у него также есть описание мыслей и чувств погибших – которых он, по естественным причинам – интервьюировать никак не мог. И когда в книге Капоте начинает говорить от имени убитых, это выглядит несколько… кощунственно, что ли.

Но, при этом некотором кощунстве, надо признать, что стиль изложения Капоте производит действительно сильное впечатление. Он знает, как и о чем говорить в тот или иной момент повествования, как заинтриговать читателя, как заставить сопереживать действующим лицам, как заставить читателя затаить дыхание, когда на сцену выходят призраки убитых людей…

Трумена Капоте считают гением, и я полностью согласна с этим – читая эту книгу, ты живешь ею.

Что касается впечатления, которое производят личности убийц, то оно – как и подобает в хорошо рассказанных историях – оно двоякое. С одной стороны ты презираешь этих отморозков, из-за которых погибли хорошие, добропорядочные люди. С другой стороны книга заставляет задуматься о том, где и как формируются подобные личности, вроде Хикока и Смита? Могли ли их судьбы сложиться иначе, если бы их детство прошло в других условиях, или же их психический склад изначально предполагал скольжение по наклонной вниз? Был ли у них шанс стать добропорядочными личностями или они были обречены были стать убийцами?...


_________



Об этой книге - "Исповедь социопата. Жить, не глядя в глаза" авторства М. Томас - я услышала из шоу "Внутри Эми Шумер". Эми любит приглашать в свое шоу различных неординарных личностей и вести с ними светские беседы в стиле "Чувак, я тебя всецело понимаю!"

М. Томас, правда, попросила замазать ее лицо от телезрителей, справедливо опасаясь, что общественность начнет относиться к ней негативно, после того, как узнает, что среди них живет социопат.

В самой книге автор рассказывает о своем детстве, родителях, друзьях и о том, как постепенно она осознавала, что в чем-то разительно отличается от большинства окружающих людей. Она была умна, привлекательна, занималась спортом - то бишь, "спортсменка, комсомолка и просто красавица!" - но при этом она... не испытывала эмоций.

Точнее говоря, она не могла понять таких простых эмоций как радость, блаженство, влюбленность, разочарование, печаль, сострадание... из всего спектра эмоций ей была доступна только одна эмоция: ГНЕВ.

Так как она не могла чувствовать большинство нормальных эмоций, то не могла и понять тех людей, которые считались нормальными. Но она быстро поняла, что если люди догадаются о том, что она не такая как все, у нее будут неприятности. Поэтому она стала учиться притворяться, мимикрировать - и быстро достигла больших успехов в этом.

Так как она не умеет сострадать, она безжалостна к тем, кто стоит у нее на пути. У нее нет совершенно никаких нравственных ограничений, и, как она сама признается в своей книге: "Только рациональность не позволяет мне совершить серьезное преступление. Ведь, если меня поймают, я потеряю все".

Если исключить безэмоциональность, вспышки гнева и безжалостность к врагам, она успешна, у нее есть спутник жизни и она подумывает о ребенке. Также она создала нечто вроде "КЛУБА СОЦИОПАТОВ" - сообщество, в котором социопаты обмениваются историями и спрашивают совета, как им приспособиться к непонятному миру.

Я читала эту книгу вкупе с другой книгой, посвященной смежной области: ПСИХОПАТАМ.

Я говорю о книге Джона Ронсона "Психопат-тест". Весьма увлекательный и познавательный труд, в котором автор обобщает признаки, свойственный психопатам, интервьюируя маньяков, убийц, и акул бизнеса.

Почему я читала эти книги вместе? Потому что в понимании западной психоаналитики - социопатия и психопатия являются практически синонимами. По сути, пока человек не совершил преступления, то есть, пока он может сдерживать маньяка внутри себя - он социопат. Как только внутренний зверь вырвался на волю и натворил дел - ты переходишь в класс психопатов.

И "Исповедь социопата" и "Психопат-тест" помогает составить отчетливую картину различий между социопатом и психопатом. ну, и, кроме того, книги читаются на одном дыхании.


_________


Прочла труд Никколо Макиавелли "Государь".

Если отбросить тот факт, что для полного понимания идей Макиавелли нужно подробнейше знать историю Италии в частности и Европы в общем (как и в случае с чтением "Божественной комедии" Данте), то книга весьма увлекательна и познавательна. Не удивительно, что сей литературный труд был со временем растащен на афоризмы и цитаты - ибо в автор демонстрирует глубокое знание политики и психологии.

Ко всему прочему, читая "Государя" я поняла, что данный текст являлся настольной книгой для Джорджа Мартина, когда он продумывал сюжетные линии связанные с политикой в своем цикле "Песнь льда и пламени". Например, глава 22 "О советниках государей" и глава 23 " Как избежать льстецов" - описанные там маневры, рекомендуемые государю от лица Макиавелли, можно найти в сцене, когда Дейнерис придумывает план, как привлечь на свою сторону Безупречных.

Думаю, Джордж Мартин создавал мир "Льда и пламени" опираясь прежде всего на работу Макиавелли - часть государств были созданы по образу Европы, часть по упоминаемым в "Государе" странам Африки и Ближнего Востока. У Макиавелли есть также упоминания античных государей и государств, что тоже было использовано Джорджем Мартином, для описания стран, в которых до сих пор царит рабовладельческий строй.


_________


Прочла Патрика Зюскинда - "Парфюмер. История одного убийцы".

Экранизацию этого романа я видела еще в мохнатом 2006 году, а вот книжку решила прочитать только сейчас. Надо сказать, что фильм, как часто бывает, значительно слабее книги - поскольку, яркое и глубокое описание ароматов и запахов у автора получилось именно при помощи слов, при помощи метафор и аналогий. Движущаяся картинка фильма не может передать, например "сырный запах тела" - но если читатель прочтет это выражение, то отлично поймет, о каком запахе идет речь.

В общем, получился атмосферный и захватывающий роман, который легко читается.

И если говорить о моих личных впечатлениях относительно главного персонажа романа - Жане-Батисте Гренуе - то я бы не назвала его маньяком или хладнокровным убийцей. Он выведен автором скорее как дитя природы, не злое и не доброе - как не может быть злым или добрым лев. Просто он таким родился, и не его вина в том, что он отличался от подавляющего большинства людей.


__________



Еще одна очень атмосферная книга:

ПИТЕР ХЁГ "Смилла и её чувство снега".


Когда эта книжка попалась мне на глаза в библиотеке, то я сразу вспомнила фильм-экранизацию этого романа (фильм вышел в 1997). Экранизация мне показалась ужасно скучной, помню, что я начала смотреть фильм, но вскоре потеряла к нему интерес - так как, на мой взгляд, там не происходило ничего интересного. Но так часто бывает, что в подростковом возрасте гораздо интересными кажутся незамысловатые экшн-фильмы и комедии, чем триллеры с запутанным сюжетом. В общем, я решила прочесть книгу, так как аннотация обещала запутанный сюжет.


"Этот роман о том, как чувствует себя человек, знающий семьдесят определений снега, в большом городе. Своим успехом книга обязана не только волнующему детективному сюжету, остро закрученной интриге, чувству стиля и пониманию современной жизни с её хаосом, одиночеством, депрессиями, азартом и поражениями, присущему автору, но и точному отражению человеческих страстей во всём их многообразии".


И действительно, книга захватила меня. Автору мастерски удалось передать нордический характер главной героини - Смиллы Ясперсен - а также ее интровертность, плохое понимание простейших человеческих чувств и при этом обостренное восприятие природы, особенно снега. Даже романтическая линия в сюжете, описанная холодно и скорее логически, чем романтически - отлично вписывается в общую атмосферу книги, создавая непередаваемое ощущение вовлеченности в происходящие события.

Прочтя книгу, я решила пересмотреть фильм. И, скажу, что экранизация мне не все же по-прежнему не нравится. Не потому что снято плохо или создатели фильма значительно изменили сюжет. Нет, скорее мне не нравится, что в фильме отсутствует внутренний монолог Смиллы, ее мысли скрыты на картинкой, за действием актера. Мне гораздо больше нравится знать мысли персонажа, чем наблюдать за действием.

Поэтому, книга мне понравилась в тысячу крат больше, чем фильм.

@темы: Книги